Код города: 83147  Индекс: 607220



История Арзамаса

Арзамас - старинный город, с интересной историей и богатыми культурными и экономическими традициями. Он является своего рода ядром Нижегородского Правобережья. История города неразрывно связана с историей нашей страны. Именно Арзамас был в центре событий в смутное время, во времена восстания Степана Разина. Находясь на пересечении многих крупных дорог, Арзамас играл и играет важную роль в экономической жизни страны. И конечно он остается крупным духовным центром, центром распространения православной культуры. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые.

Геральдика

http://www.arzportal.ru/i/gerb.png

Герб Арзамаса — «На золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зеленое».

В гербе города отражена его историческая заслуга. Изображение стропил один над другим с соприкасающимися остриями означает военную схватку, закончившуюся победой одного из противников (того, что сверху). Стропило, означающее победителя, окрашено в красный цвет — цвет гербового щита Москвы, стропило, означающее побеждённого, имеет зелёный цвет — цвет ислама.

Идея создания герба для города Арзамаса относится к эпохе Петра I, когда в 1722 году по его указу была утверждена правительственная Герольдмейстерская контора.

Рисунок герба Арзамаса в 1781 году назван старым, ибо в его основу лёг эскиз графа Франциска де Санти (приглашённого из Италии и возглавившего работу по созданию гербов). Герб нарисован примерно между 1725—1727 годами, во времена царствования императрицы Екатерины I и предназначался первоначально для помещения на полковую амуницию и полковых знамёнах Арзамасского полка.

Впервые утверждён 16 августа 1781 года указом Екатерины II. В 1993 году городская администрация вновь утвердила этот герб как официальный.

Географическое положение

Город расположен в центре правобережной части области, в холмистой местности на высоком правом берегу реки Теши (приток Оки) в 110 км от города Нижний Новгород, в 410 км от Москвы на пересечении железнодорожных магистралей.

Автомобильное сообщение также хорошо развито. Автодороги соединяют город с Нижним Новгородом, Владимиром; через него проходит автомагистраль республиканского значения Нижний Новгород — Саранск.

Арзамас — город с большим архитектурным, градостроительным и историческим прошлым. Включён в число городов, имеющих важное историческое и культурное значение, а его расположение на трассах туристических маршрутов в Сарово — Дивеевском и Б.Болдинском направлениях делает его привлекательным для туристов.

Протяжённость границ города составляет 40 км.

История

Основан как город-крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году, когда шёл своим третьим походом на Казань. Арзамасу «велено быти на государевой службе». Официально годом основания считается 1578 год.

Крепость была основана на месте древнейшего эрзянского поселения.

Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства, что отражено в гербе города (см. раздел Геральдика).

В 1719 году Арзамас — главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Число его жителей к 1737 году достигло почти 7-и тысяч человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. С 1779 года — уездный город. С XVII века Арзамас приобретает значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. В это время формируется торгово-ремесленная часть города с развитым кожевенным, скорняжным, салотопенным, войлочным производством. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями. За это арзамасцев по всей России прозвали «луковниками» и «гусятниками». Арзамас был известен выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть булгара вывозилась в Англию, Францию и Германию.

В XVIII веке через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов — Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, «большая дорога на Макарьев» и другие. В это время происходит бурное развитие города — растёт число его жителей, увеличивается торговля, развивается промышленность. Небывалый расцвет города этого периода вошёл в историю Арзамаса как «золотой век», который длился почти столетие, начиная с середины XVIII века.

Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города.


В 1781 году одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта, проводившейся в 1782—1784 годах, окончательный план нижней части города был выработан после пожара 1823 года. Таким образом, в конце XVIII — первой половине XIX веков сложилась существующая и поныне планировочная структура Арзамаса.

Особого размаха достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено 36 церковных зданий. «В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII—XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными», — так характеризует церковное зодчество Арзамаса известный реставратор Н. Померанцев (1926 год).

Венцом храмостроительства стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Воскресенский собор, построенный по проекту М. П. Коринфского, стал главным украшением города. Этот собор сохранился, занимая доминирующее положение в облике и силуэте исторического центра Арзамаса.

В связи с усиленным церковным строительством в городе развивались художественные промыслы, в том числе иконописный. Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи Александра Ступина.

Арзамасская школа живописи (1802—1862 года) была первой художественной школой в России. Здесь могли учиться и крепостные, получая при этом не только художественное, но и общее образование. Среди её выпускников: Н. Алексеев, В. Е. Раев, И. Горбунов, Н. Рачков, К. Макаров, Р. Ступин. Начальное обучение живописи в школе Ступина получил Василий Перов. Их работы находятся в музеях Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска.

Золотой век Арзамаса.

Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно начинает приобретать характер важного транзитного пункта на путях из центральных в юго - восточные районы страны. Вокруг него вырубаются леса, расширяются пашни, растет сельское население, а в самом городе развиваются ремесла и, прежде всего кожевенное и скорняжное, которые были занесны сюда ссыльными новгородцами. Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас становится Церковно - миссионерским центром. Эта роль, как свидетельствуют царские отказные грамоты, подкреплялись широкой раздачей духовенству лучших земель в окружении города. К концу XVIII началу XIX веков Арзамас превращается в крупный транспортный узел и важный торговый центр. Наступал "Золотой век" Арзамаса. Через него проходят большие тракты(Саратовский, Симбирский, Тамбовский, дорога на Макарьевскую ярмарку и др.,), связывающие Москву и Нижний Новгород с Южными и юго-восточными губерниями. Зимой и летом тянулись через город обозы, более сотни постоялых дворов обслуживали этот гужевой поток. Большое место в торговых оборотах Арзамаса занимали сало, хлеб, холст, а льняного семени и масла свозилось в таком количестве, что от цен на них здесь зависели цены по всей России. Развивается Арзамас и как центр ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработке животных продуктов(скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие). В середине XIX века здесь их обрабатывалось на сумму более одного миллиона рублей в год и большая часть приходилась на скорняжное и кожевенное производство. Сырье поступало из приволжских губерний, а готовая продукция сбывалась во многих областях России, в особенности в южных ее районах, шла за границу. Достигшее большого развития ремесленное производство сосредоточилось не только в самом Арзамасе, но и распространилось в окружении, все более выявляя черты мануфактуры. Арзамасские купцы "золотого века", были истинно благочестивыми людьми, отличаясь предприимчивостью, простотой и мудростью. Их не ослепляло временное благополучие. Наживая капиталы, они заботились о процветании родного города. "Золотой век" Арзамаса стал беспрерывной цепью храмостроительства. За 75 лет в городе были возведены 25 церквей, одна прекраснее другой. Это церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Владимирской Богородицы и др. Построенные в стиле старорусской архитектуры, барокко, классицизма, храмы Арзамаса покоряли красотой и изяществом. Известный русский реставратор и архитектор Померанцев Николай Николаевич отмечал, что "в отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в течении 18 века - второй половины 19 века воздвигались церкви чисто столичного масштаба". Наряду с ростом экономической роли Арзамаса росло и его значение как церковно - миссионерского центра. Большое развитие церковного строительства было обусловило возникновение в Арзамасе художественных промыслов - таких, как иконописный, золотошвейный, резьба из жести по дереву. Развивались высокохудожественные чеканное и иконописное искусство, позолота, иконостасная резьба. Без преувеличения можно сказать, что в ХУIII - ХIХ веках г. Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками и поныне украшают многие храмы. Блестящей страницей в истории Арзамаса явилась золотая вышивка. Лавры первенства в золотошвейном искусстве держали монахини и послушницы Алексеевского и Николаевского монастырей. Отсюда вывозилась по всей России и за границу золотые вышивки, доведенные до возможного совершенства.

Арзамас в XIX веке.

Школа живописи.
В это время появилась и прославившаяся на всю Россию ступинская школа живописи, давшая ряд крупных художников, в том числе знаменитого В. Г. Перова. Это была первая в России провинциальная школа живописи. Она была организована уроженцем Арзамаса, академиком живописи А.В. Ступиным в 1801 году и просуществовала здесь 60 лет (до его смерти), за которые из нее вышло более полутораста мастеров живописи. Наследие ступинской школы составляет множество прекрасных полотен, фресок, росписей, хранящихся в лучших музеях страны и украшающих памятники русского зодчества, как, например, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Из числа учеников Ступина были академики живописи К. Макаров, Н. Алексеев, В. Раев, А. Надеждин.
Отечественная война и Арзамас
Летом 1812 года после нападения армии Наполеон на Россию, в Арзамасе был сформирован ополченческий батальон, на нужды которого жители города собрали 31000 рублей. С конца сентября Арзамас на ряду с другими пунктами стал местом формирования 77 добровольческих батальонов по 1000 человек в каждом. Одновременно в городе пополнялись 9 егерьских полков. В Арзамас шло оружие. Сестрорецкий завод направил сюда 30 000 ружей, прибывали и английские ружья. В обмундировании и вооружении ратников принял близкое участие Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Он направлен в Арзамас в начале 1812 года для отправки военных обозов. Арзамасцы выступили под своим знаменем. На закрашенном масляными белилами холсте вверху был изображен красный олень - символ герба Нижегородской губернии. Ниже золотом исполнен царский вензель, еще ниже размещались слова: "За веру и царя". Позднее овеянное боевой славой знамя было передано на вечное хранение в Арзамасский Воскресенский собор. На исходе 1812 года в городе стали появляться партии пленных французов. В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России арзамасцы воздвигли величественный Воскресенский собор, причем в основанном на свои средства - пожертвования жителей города составили свыше 500 тыс. рублей. Автором проекта собора был земляк архитектор М.П. Коринфский. Каменная кладка храма шла около 7 лет и была закончена в 1821 году. На сооружение холодного Воскресенского собора было израсходовано 5,5 млн. штук кирпичей, до 100 куб. сажень бутового камня, до 10000 пудов железа. Стройка продолжалась еще 20 лет и была закончена уже в 1842 году. Осенью 1830 года Нижегородский край пережил эпидемию холеры. В Арзамасе от нее погибло 15 человек. В 1837 году в Арзамасе действовало свыше 30 заводов и фабрик. В середине 19 века в городе торговали в 81 лавке, 4 трактирах, 1 харчевне, 10 винных погребах, 13 питейных заведениях. Доходы города, включая доход от торговли, составляли 17779 рублей в год. В городе проживало: духовенства - 289 человек, дворян и чиновников - 212, почетных граждан - 57, купцов - 796, мещан - 6618; все население составляло 9459 человек: 3666 мужчин и 5793 женщины. В Арзамасе выросла и начала свои первые литературные опыты писательница Мария Семеновна Жукова. Арзамас дал России выдающегося архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788 - 1851), замечательного педагога Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 - 1924), по букварю которого, выдер-жавшему 118 изданий, училась вся страна; видного исследователя - экономиста Андрея Васильевича Карпова (1857- 1885); крупного ученого действительного члена Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук Алексея Ивановича Николаева и многих других замечательных деятелей культуры, науки, литературы, медицины. Большую известность Арзамас приобрел благодаря широким связям с историей русской литературы. Его название носил знаменитый поэтический кружок, объединявший передовых Петербургских литераторов В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Д.В. Давыдова, Д.Н. Блудова, будущих декабристов Н.И.Тургенева, Н.М. Муравьева и др. Бывал на заседаниях "Арзамаса" и молодой Пушкин. С городом связаны также имена писателей П.И.Мельникова-Печерского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, М.С.Жуковой, А.М. Горького, К.Паустовского, А.Серафимовича, В.Маяковского и др.Такое возвышение Арзамаса продолжалось лишь до начала второй половины 19 века.
Упадок Арзамаса.
Затем он начинает терять свое экономическое значение, приходит в упадок (торговые обороты города сократились в семь раз). Упадок Арзамаса был связан с "оскудением" Черноземного центра в пореформенный период, захватившим и прилегающую к нему южную часть Нижегородской губернии (сильные пережитки феодализма тормозили капиталистическое развитие этого старого земледельческого района страны). Кроме того развитие железнодорожного транспорта привело к сокращению гужевых перевозок, а вместе с этим уменьшились и выгоды положения Арзамаса в узле грунтовых дорог, что не замедлило сказаться на его экономическом состоянии.

Арзамас в 20 веке.

К началу 20 века Арзамас представлял картину полного запустения: на его теперь тихих, поросших травой, улицах чаще услышишь кудахтанье кур да гоготание гусей, чем живую человеческую речь, и лишь только перезвон колоколов 30 церквей и трех монастырей в определенные часы дня нарушали эту дремотную тишину города с десятитысячным населением, который "был похож на монастырь". Уездная глушь… Не случайно сюда был выслан в 1902 году А.М.Горький. Но положение, все же, стало постепенно улучшаться. В 1901 году было закончено строительство железной дороги, соединившей Арзамас и Нижний Новгород. К 1914 году в основном завершилось строительство Московско-Казанской железной дороги, соединившей Арзамас с Москвой, а позднее и с Казанью. Была установлена телефонная связь и устроена телефонная станция на 100 номеров. Все это выдвинуло Арзамас в число первых уездных городов Нижегородской губернии, как по численности населения, так и по торгово-промышленной деятельности. В 1913 году в Арзамасе действовали 2 больницы на 54 койки. При одной больнице был инфекционный барак на 18 коек и родильный приют на 4 кровати. Обслуживали весь этот комплекс 6 врачей и 10 человек младшего медицинского персонала. В 1914 году в Арзамасе на 36 предприятиях работало 1000 рабочих. Население города Арзамаса составляло 15500 человек. Первая мировая война и последовавшие за ней февральская и октябрьская революции 1917 года изменили вектор развития истории как всей России, так и самой Нижегородчины, в частности Арзамасского края. Арзамас по праву считается как бы второй родиной замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (1904 - 1941). В этом городе он провел детство и юность, отсюда ушел на гражданскую войну. И позднее он приезжал сюда не один раз. Город вошел в его творчество. В 14 с половиной лет красноармеец Гайдар командовал ротой на петлюровском фронте. А в 17 лет стал командиром 58 отдельного полка по борьбе с бан-дитизмом. "Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время" - напишет Гайдар о себе. О своем пребывании в Арзамасе Гайдар напишет в полуавтобиографической повести "Школа" Советская власть в Арзамасе утвердилась 18 ноября (1 декабря) 1917 года мирным путем. Во второй половине августа 1918 года из города Свияжска переехал штаб Восточного фронта. Штаб стоял в Арзамасе 6 месяцев - до конца февраля 1919 года. Вместе со штабом Восточного фронта в город прибыл 5-й Земгальский латышский стрелковый полк. Командующим штабом был И.И. Вацетис.

Арзамас в годы Великой Отечественной войны.

Военные годы для Арзамаса были очень тяжелы. Свыше 20000 арзамасцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, из них погибли 10490 человек. За боевые подвиги свыше 8000 арзамасцев были награждены орденами и медалями. А 10 человек стали героями Советского Союза. Город не был фронтовым, но хозяйство за годы войны сильно поизносилось. Все промышленное производство и транспорт служили интересам фронта. Для фашистов Арзамас представлял большой интерес как связующее звено между Центральным районом и Сибирью. В послевоенные годы экономика города находилась в упадке. Существовала лишь легкая и пищевая промышленность. Основными предприятиями были Войлочная фабрика им. Буденного, ликеро-водочный завод, пивной завод и хлебокомбинат. Местную промышленность обслуживали 11 мастерских артелий, которые специализировались на выпуске около 200 видов продукции. Со временем артели стали преобразовываться в промышленные предприятия. В 1951 году на базе мастерской по ремонту автомобилей образовался механический завод - первое машиностроительное предприятие города, позднее развернувшееся в "Коммаш" - завод коммунального машиностроения. Очень слабой была энергетическая база, были проблемы с водоснабжением. Потребности в электроэнергии предприятий города удовлетворялись на 51%, а населения - на 40%. В середине 50-х годов Арзамас был подключен к энергосистеме ГоГРЭС, что решило энергетическую проблему. Примерно в то же время был проложен водопровод от Пустынских озер. В 1954 году была организована Арзамасская область (существовала до апреля 1957 г.). Превращение районного центра в областной предполагало качественно новое развитие города. Расширялись действующие предприятия, открывались новые, создавались строительные организации. В 1955 году начала свою деятельность первая проектная организация - "Облпроект". 1956 г. - год начала работы асфальто-бетонного завода, строчевышивальной артели, комбината бытового обслуживания. На месте механической мастерской войлочной фабрики возник литейно-механический завод для валяльно-войлочной промышленности. В 1957 году приборостроительный завод дал первую продукцию, а в 1964 году открылся приборостроительный техникум, готовивший кадры для завода. В 1957 году заработал и завод железобетонных изделий - наступало время массого жилищного строительства. К середине 1980-х годов в Арзамасе функционировали 10 заводов, производственное объединение "Автопровод", несколько продовольственных комбинатов. В 1978 году торжественно отмечено 400-летие Арзамаса. 6 сентября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении города орденом "Знак Почета". В преддверии праздника были выбраны почетные граждане города. Ими стали Ф.В.Константинов - академик АН СССР, президент философского общества СССР, А.Д.Костров - слесарь-инструментальщик завода "Коммаш", Г.И.Иванов - ветеран-строитель, В.А.Стрелов - слесарь-сборщик приборостроительного завода им. 50-летия СССР. Им вручили грамоты, ленты почетного гражданина и символические ключи от города. В 1979 году население города составило 93251 житель. 4 июня 1988 года над Арзамасом прогремели громовые раскаты. В 9 часов 32 минуты при подходе на станцию Арзамас-I в трех вагонах грузового поезда взорвалась взрывчатка. В результате погиб 91 человек, в том числе 12 детей, и 744 человека получили телесные повреждения. Уничтожена значительная часть жилого пристанционного поселка. В общей сложности было разрушено более 700 домов. Получили повреждение школы, больницы, многие объекты торговли, связи, коммунального назначения. Сотни семей остались без крова. Вся страна пришла на помощь раненому городу. С большим интузиазмом на устранение последствий аварии работали трудовые коллективы Арзамаса, железнодорожники, строители Сарова, Дмитровграда, Чебоксар, Свердловска, Челябинска.

Арзамасская область

6 января 1954 года из состава Горьковской области была выделена Арзамасская область, однако уже спустя три года, в апреле 1957 года, она была упразднена, в связи с ухудшевшимся состоянием Горьковской области. Основная статья.

Арзамасская железнодорожная катастрофа

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты при подходе к станции «Арзамас-1» Горьковской железной дороги грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, произошел взрыв трех вагонов с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Трагедия унесла жизни 91 человек, в том числе 17 детей. Ранения получили около 800 человек. Пострадало 1500 человек, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал был полностью разрушен (затем восстановлен) и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Вышли из строя электроподстанции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения.

В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Разрушения различной степени получили две больницы, 49 детских садов, 69 магазинов, девять объектов культуры, 12 предприятий, пять складов и баз, 14 школ. Взрыв разрушил и повредил 954 жилых дома, из которых 180 не подлежали восстановлению.

В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического автогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спец служб других стран. В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев даже высказывал твердую уверенность, что взрыв произошёл в результате диверсии, однако данная версия также не нашла своего 100% подтверждения. Основная статья

Экономика

В промышленном комплексе работают 18 крупных и средних и 36 малых предприятий разных отраслей: машиностроения, радио — и приборостроения, стройиндустрии, пищевой промышленности.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2009 год 13,18 млрд рублей.

Строительный комплекс города насчитывает 5 крупных подрядных организаций, 80 малых предприятий, 33 индивидуальных предпринимателя. Общая численность занятых в строительстве более 2 тыс.человек.

Экономика города характеризуется доминированием промышленного сектора, который составляет 73 %. На долю подрядных работ приходится 5,2 %. Услуги предприятий торговли и общественного питания (торговая наценка) составляют 7,1 %, транспорт и связь — 2,8 %. Сектор «Прочие» включает услуги ЖКХ, бытового обслуживания населения, образования, науки, здравоохранения, культуры, физкультуры, социального обеспечения, операции с недвижимым имуществом и пр. В экономике города этот сектор занимает около 12 %.

Крупнейшие предприятия города Арзамас и Арзамасского района

ПО «Автопровод» ВОС было организовано 06 июня 1957 году. С 1961 года объединение специализируется на выпуске жгутов автопроводов для автомобильных и автобусных заводов России. В настоящее время уровень специализации в объединении около 93 %. В объединении работает 1500 опытных квалифицированных работников.

Учредитель предприятия — Всероссийское общество слепых.

В настоящее время объединение поставляет комплекты жгутов автопроводов на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) (более трех четвертей объемов всей выпускаемой продукции), Павловский автобусный завод (ПАЗ), Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗГТ), а также плодотворно сотрудничает с Голицынским автобусным заводом (ГолАЗ), Уфимским моторостроительным производственным объединением и Серпуховским заводом малолитражных автомобилей (СЗМА). С начала девяностых годов завод сотрудничает с ведущими фирмами Европы по комплектующим изделиям: «AMP», «SHLIMMER», «Knorr-Bremse», «Bosch» и др.

ПО «Автопровод» изготавливает ремонтные комплекты жгутов на все автомобили, выпускавшиеся и выпускаемые этими предприятиями. Ассортимент по деталям и жгутам составляет более 1100 наименований. В производстве применяются 9 марок проводов от 0,5 до 120 кв.мм, 57 расцветок, 73 типа наконечников, 21 тип соединительных колодок, трубки ПХВ диаметром до 20 мм (собственного изготовления). Качество жгутов подтверждено сертификатом соответствия Госстандарта России. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована на соответствие ГОСТ Р международному стандарту ISO 9001:2001 (ISO 9001:2002).

Сегодня объединение готово выпускать более 100 тыс. км жгутов автопроводов в год.

Арзамасский завод легкого машиностроения основан в 1956 году как предприятие по производству оборудования для швейных, обувных, мебельных и строительных производств. В 1992 году заводом совместно с ВНИИПО МВД России проведена разработка и поставлены на серийное производство профессиональные ручные пожарные стволы РСК, РСП, РСКЗ, чем положено начало разработке и выпуску пожарно-технического вооружения для обеспечения нужд пожарной охраны России. Завод предоставляет широкий спектр товаров пожарно-технического вооружения для обеспечения нужд пожарной охраны России и строительной фурнитуры для окон и дверей.

В настоящее время производит:

  • противопожарное оборудование (головки соединительные, стволы пожарные, в том числе профессиональные, ручные, перекрывные — РСП-50; РСП-70; РСК-50; РСКЗ-70; РС-50; РС-70);
  • строительную фурнитуру (ручки, петли дверные и оконные различных типоразмеров, завертки, задвижки оконные и др.). Завод имеет в Москве склад по продаже фурнитуры.
  • машины тестомесильные для мини-хлебопекарен, кафе, столовых;
  • метизы.

Готовятся к серийному выпуску:

  • круглопильный станок повышенной точности;
  • камера сушки пиломатериалов;
  • теплоэнергетические установки для отопления, подготовки горячей воды на газообразном и жидком топливе, на опилках и древесных отходах;
  • установки приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений с рекуперацией тепловой энергии;
  • строительная фурнитура по евростандарту.

ОАО АОКБ «Импульс» является одним из ведущих предприятий авиационной промышленности России по разработке и производству малых серий систем сигнализации обледенения и управления противообледенительными системами летательных аппаратов на различных принципах действия.

Основным направлением деятельности ОАО «Арзамасское опытно-конструкторское бюро „Импульс“» является производство аппаратуры для измерения объемного и массового расхода топлива, жидких и газообразных носителей; сигнализаторов обледенения, противообледенительных систем летательных аппаратов; приборов учета расхода тепла, воды и газа; образцовых установок для поверки и градуировки приборов измерения расхода жидкостей и газов.

В рамках реформирования военно-промышленного комплекса в 2000 г. предприятие вошло в структуру ОАО "Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». Корпорацией начата работа по оптимизации загрузки производственных мощностей, унификации выпускаемой техники, совершенствованию технологической базы для освоения и выпуска перспективных изделий.

ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» одно из крупнейших предприятий Нижегородской области и одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности РФ.

ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», одно из крупнейших сегодня предприятий нижегородской автомобильной промышленности, вначале планировался как завод автомобильных запасных частей — ему предстояло стать основным их поставщиком для Горьковского автозавода и многочисленных потребителей, эксплуатирующих автомобили с ГАЗовской маркой. В 1980 году Арзамасский завод автозапчастей освоил выпуск новой для него продукции — бронетранспортеров.

ОАО Рикор Электроникс. До 2006 года — ОАО Арзамасский завод радиодеталей.

На предприятии сформировалось несколько направлений развития производства:

  • производство переменных резисторов: проволочных, керметных, лакосажевых (всего 40 видов и типов). Изделия широко применяются во многих отраслях промышленности, в том числе и в оборонных отраслях.
  • производство автокомпонентов: датчики положения дроссельной заслонки для автомобилей семейства ВАЗ и ГАЗ , датчики температуры, электрические педали для дизельных двигателей, система управления отопителем (ОВУ)для автомобилей"Соболь" «Газель» «Валдай» и др. изделия (всего 30 наименований).
  • производство электронных и электротехнических изделий для использования в различных отраслях промышленности и в качестве ТНП
  • производство нестандартного оборудования.

ОАО «АРЗАМАССКИЙ ЗАВОД КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ» - ведущее предприятие коммунального машиностроения России и СНГ

Высокие темпы разработки и постановки на производство

техники за последнее время позволили значительно расширить номенклатуру выпускаемой продукции. Технический уровень машин, возможность их применения в различных климатических зонах определяет спрос на них не только в России, но и за рубежом. Предприятие постоянно расширяет технические возможности производства для выпуска продукции с более высокими потребительскими свойствами, отвечающими самым высоким требованиям российского и зарубежного рынков.

ООО Пешеланский гипсовый завод «Декор-1» входит в московский холдинг НПО «Синь России». Завод был основан в 1933 году на базе крупнейшего месторождения гипсового камня. Отличительной особенностью завода является то, что вся продукция производится из гипса, добытого в собственной шахте Бебяевского месторождения гипсового камня, отличающегося высоким процентным содержанием чистого гипса (до 95 %).

ООО «Стора Энсо Пакаджинг ВР» подразделение Стора Энсо, мирового лидера в бумажной отрасли — специализируется на производстве упаковки из гофрированного картона и упаковочных систем. Штаб-квартира Стора Энсо Пакаджинг расположена в г. Лахти (Финляндия). Компания Стора Энсо Пакаджинг в России разрабатывает, производит и продает упаковку из гофрированного картона с E, В, С и ВС флютингом, с возможностью нанесения многоцветной флексографической печати. Компания Стора Энсо Пакаджинг является ведущим поставщиком упаковки.

Производственное объединение «ЖБК» — коммерческая структура, объединяющая четыре самостоятельные организации, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение строительного рынка железобетонными изделиями. Общая численность сотрудников холдинга — около 700 человек. ОАО "Завод «ЖБК» и ОАО «Арзамасжелезобетон» составляют производственную базу по выпуску железобетона, ЗАО «Нерма» — сырьевую базу по производству щебня и добыванию песка, а управляющая компания — ООО "Торговый дом «ЖБК» занимается изучением рынка. Заводы «ЖБК» и «Арзамасжелезобетон» выпускает более 1,5 тысячи наименований железобетонных изделий.

АО «Арзамасспирт». Предприятие занимает 60 % спиртового рынка Нижегородской области. Производительность завода в год — 560 тыс.дал. спирта. Основной вид деятельности: производство спирта этилового ректификованного из пищевого сырья. Основные виды продукции: спирт «Экстра»; спирт «Люкс»; углекислый газ.

ООО «Арзамикс» — производство сухих строительных смесей под торговыми марками «Ветонит» и «Серпо» (максит Груп — ведущий производитель современных, надежных и выгодных по цене сухих смесей и керамзитобетонных продуктов уже в течение 100 лет, имеющий заводы в более чем десяти странах мира). Заданная годовая мощность завода составляет прим. 100 тыс. тонн, а максимальная годовая мощность — 150 тыс. тонн.

Транспорт

Выгодное географическое расположение г. Арзамаса является предпосылкой к его перспективному экономическому развитию.

Арзамас расположен на пересечении железнодорожных магистралей по направлениям Москва-Казань, Н.Новгород-Пенза и автомагистралей Н.Новгород-Саранск и Муром-Арзамас.

Через Арзамас проходят транспортные связи Н.Новгорода с южными районами области — Вознесенским, Первомайским, Лукояновским, Больше-Болдинским, а также с Мордовской автономной республикой.

По территории Арзамасского района проходят крупные коридоры инженерных коммуникаций.

С севера на юг проходит трасса газопровода высокого давления Саратов-Н.Новгород-Череповец, частично пересекая территорию города в границах городской черты. Ответвления от газопровода проходят в юго-западном, западном и северо-западном направлении.

Коридор высоковольтной линии электропередачи 500 кВ от ВоГЭС на Москву проходит вдоль южной границы района.

Коридор высоковольтной линии электропередачи 220 кВ от подстанции «Арзамасский» пересекает территорию района восточнее объездной дороги г. Арзамаса с юга на север.

Магистральные водоводы подходят к г. Арзамасу — с юго-запада от Слизневского и с северо-запада от Пустынского водозаборов.

Культура

Современный Арзамас — один из интереснейших культурных центров в Нижегородской области.

В городе развернута широкая сеть муниципальных учреждений культуры, в том числе театр драмы (в 2009 году к нему присоединен арзамасский театр оперы), Центральная городская библиотека им. М. Горького (имеет сеть филиалов в разных частях города), Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара, 3 музея (историко-художественный, литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара, мемориальный музей М. Горького), выставочный зал, музыкальное училище, 2 детские музыкальные школы с двумя филиалами, детская художественная школа им. А. В. Ступина, городской Дом культуры, парк культуры и отдыха им. А. П. Гайдара, 1 действующий кинотеатр, музей спорта на стадионе «Знамя», частный музей "Мир старины". С 2005 года работает православная гимназия. Одна из первых воскресных школ открылась при храме в честь Святого Духа в 1995 году. После прохождения аттестации в 2010 году школе был присвоен IV уровень.

Общее количество работающих в учреждениях культуры — 800 человек, 12 из них удостоены звания заслуженный работник культуры и заслуженный артист России.

Финансирование культуры составляет 3 % расходной части бюджета города. В последние годы имеется тенденция к увеличению роста поступлений внебюджетных средств.

Арзамас — это город науки, учебных заведений, развитой сети учреждений культуры и здравоохранения. Здесь несколько ВУЗов, семь техникумов, широкая сеть школ и детских образовательных учреждений.

В городе расположен уникальнейший уголок природы - дендрарий, в котором произрастают около 100 видов деревьев и кустарников, представителей флоры Европы, Азии, Америки и Австралии.

Однако главной достопримечательностью города являются памятники старины и народного зодчества. В конце XIX — начале XX веков здесь насчитывалось 36 церквей и 4 монастыря. О золотом веке Арзамаса (1775—1850 г.) напоминают Воскресенский, Спасо-Преображенский соборы, магистрат, Гостиный ряд, многие сохранившиеся до наших дней церковные и монастырские здания. Недаром Арзамас вошел в число 116 исторических городов страны.

Город Арзамас является родиной Патриарха Сергия (Старгородского), архитектора М. П. Коринфского, русской писательницы М. С. Жуковой. В селе Красном, близ города, родился иеросхимонах Исаакий, строитель Саровской пустыни. В этом же селе родилась заслуженная артистка РСФСР В. И. Теличкина.

В городе проездом была Екатерина II, А. В. Суворов, П. И. Мельников-Печерский, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Короленко, К. Г. Паустовский, В. Маяковский… Возможно, в городе был и А. С. Пушкин. Здесь жил А. П. Гайдар, пребывал в ссылке М. Горький. С Арзамасом теснейшим образом связана была жизнь преподобного Антония (Медведева), который был настоятелем Высокогорской пустыни, а с 1831 года, по желанию святителя Филарета Московского, — наместником Троице-Сергиевой Лавры.

В настоящее время в городе открыто несколько храмов, многие восстанавливаются. Открыт памятник патриарху Сергию.

Имеются памятники В. И. Ленину, К. Марксу, А. П. Гайдару, М. Горькому, А. В. Ступину, В. А. Новикову — арзамасцу, герою СССР, Г. К. Жукову, А. С. Пушкину, воинам-интернационалистам, мемориал «Борцам за советскую власть» с «вечным огнем», мемориал павшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годах воинам на Тихвинском кладбище, скульптурная группа посвященная арзамасскому комсомолу.

Население

Арзамас - третий по численности населения после Н. Новгорода и Дзержинска город Нижегородской области. Фактически он является исторически сложившимся центром южной группы районов области.

В городе, по данным перепеси 2010 года, проживает 106,4 тысячи человек (из них занято в экономике более 57 тысяч).

Вместе с жителями Арзамасского района (самостоятельное муниципальное образование) проживает около 150 тысяч человек.

Современный период

Глава муниципального образования - мэр г.Арзамаса Михаил Михайлович Бузин

Глава администрации г.Арзамаса Живов Николай Андреевич

Комментарии (8)
Александр # 2 сентября 2010 в 03:28 0
Спасибо создателям сайта. Узнал о городе Арзамас много нового.
Дмитрий # 7 сентября 2010 в 18:43 0
Стараемся:)
0 # 25 марта 2011 в 16:01 0
))
Евгения # 24 июля 2011 в 13:22 0
Была в вашем городе в первый раз и надеюсь - не в последний.Очень красивый город! Уютный, много зелени! Спасибо за любовь к своему городу!
Лариса # 19 апреля 2012 в 11:50 0
Соскучилась
Наталья # 21 декабря 2012 в 21:44 0
Всем привет! :) Я уроженка Мордовии, но очень люблю город Арзамас! Была здесь четырежды, обязательно приеду еще)) Большое спасибо за информацию)
Андрей # 30 марта 2013 в 07:40 0
Моя бабушка была родом из Арзамаса Хотелось бы узнать больше о жизни родни
наталья # 26 февраля 2015 в 19:51 0
..сын собирается с Урала перебираться жить в Арзамас....молодая семья....пока без детей....В нашем городе перспектив никаких...да и экология заставляет задуматься.....
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев

На связи

 

Использование любых материалов сайта возможно только при разрешении администрации сайта newarzamas.ru.

 

Администрация не несет ответственности за содержание объявлений, статей и комментариев.

 

Электронная почта: support@newarzamas.ru